Коломна
  История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Современная Коломна Коломна творческая По Рязанской дороге  
История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дорогеПеровоКузьминкиКрасковоБыковоКривцыМарковоБронницыФаустовоВиноградовоМарчугиНикитскоеСтепановскоеМарьинкаЛопатинский рудникКривякиноПруссыГородняШкиньЧеркизово и СтаркиСенницыЗарайскЗарайск – происхождение названияЗарайск – пограничный форпостЗарайский кремльНикольский собор Зарайского кремляИоанно-Предтеченский собор Зарайского кремляНа каяках по Осетру

Зарайск – происхождение названия

Какое замечательное имя — Зарайск! И какое печальное событие породило на свет название города!..

1237 год. Декабрь. За крупами выносливых монгольских коней зимний ветер выдувал из обугленных головешек последние скудные струйки дыма. Старая Рязань, столица Рязанской земли, была спалена дотла. Далее на пути орд Батыя, на правом берегу притока вольной Оки Осетра, находилось «красное» село, так за свою красоту и названное Красным: вотчина князя Федора, сына рязанского удельного князя. Ханские конники, спешиваясь, привычно готовили штурмовые «тмочисленые лестницы», налаживали окованные железом тараны.

«Но между тем как над рекой
Батый готовит войско в бой,
Уже под градскими стенами
Дружины храбрые славян
Стояли стройными рядами».
(Д. В. Веневитинов)

Красное, как обычно княжеские резиденции, было тогда, очевидно, обнесено по гребню насыпного вала деревянной оградой, разделенной через определенные участки рублеными квадратными башнями.

Сила одолела мужество. Татары, за. плечами которых стоял опыт многих осад, ворвались в крепость, где истекали кровью последние дружинники князя. Захватчики бросились к терему добывать «казну». Сам князь Федор не дожил до этого дня: он погиб прежде.

По народным преданиям о приходе татар на Рязанскую землю возникла «Повесть о разорении Рязани Батыем», по оценке ранних и поздних исследователей — один из самых выдающихся памятников древней русской литературы. «От рязанской литературы сохранился один-единственный памятник, — говорит видный исследователь русского средневековья Д. С. Лихачев, — это своеобразный «свод» различных произведений, составленный и разновременно пополнявшийся при церкви Николы в небольшом рязанском городе Заразске (ныне Зарайск).

В составе этого «свода», многократно переписывавшегося в течение столетий и расходившегося по всей Руси во множестве списков, дошла до нас и «Повесть о разорении Рязани Батыем». Составлена «Повесть» была не сразу после нашествия Батыя... Вместе с тем «Повесть о разорении Рязани» не могла возникнуть и позднее середины XIV в. За это говорит и самая острота переживания событий Батыева нашествия, не сглаженная и не смягченная еще временем, и ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям».

Одна из центральных фигур этой воинской повести — князь Федор Юрьевич, владелец Красного. Когда «прииде, — пишет автор повести, — безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством вой татарскыми», великий князь Юрий Рязанский послал сына «з дары и молением великим» во вражеский лагерь, разбитый «на реке на Воронеже близ Резанскиа земли». «И некии от вельмож резанских завистью насочи безбожному царю Батыю на князя Федора Юрьевича резанского, яко имеет у собе княгиню от царьска рода и лепотою телом красна бе зело». Батый просил показать Евпраксию. Последовал твердый отказ: «Не полезно бо есть нам... водити жены своя на блуд».

Стойкость стоила Федору Юрьевичу жизни. Охранник князя Аполоница прискакал в Красное с вестью о его гибели.

«Смертоносныя глаголы» — какие сильные слова употребляет автор повести! — поразили Евпраксию: княгиня «ринуся из превысокаго храма» наземь. К груди она прижимала своего сына Ивана. По-древнерусски убилась — заразилась. В память гибели княгини Красное, которое все-таки уцелело, поднялось, стали называть Заразским. Село со временем превратилось в город, а Зараза сделался Зарайском.

Река Осетр
Река Осетр


Прямых указаний о нападении Батыя на Красное у летописцев нет. Но кочевники, очевидно, на самом деле разорили село, ибо источники некоторое время умалчивают о нем. Ведь татаро-монголы двигались от Старой Рязани на Коломну, а это дорога рядом с Зарайском. Видимо, застройка на Осетре в конце Xlll и в течение XIV века была проведена заново.

Некоторые авторы пытались по-другому объяснить происхождение названия города, производя его от слова «заразы» — обрыв, круча (второе значение — место захоронения погибших от эпидемий) или даже от «за рясками», за болотами. Изучавший предмет архитектор Н. Н. Годлевский разъясняет трудности исследователя: «Однако от той поры (XIII в.) не сохранилось ни памятников, ни описаний застройки города, поэтому рассмотрение интересующего нас вопроса мы можем начать с XVI века, когда Зарайск уже вошел в состав Московского государства».


Литература: Ю.Тюрин. «Зарайск». – М., изд-во «Советская Россия», 1971



Далее: Зарайск – пограничный форпост

    → Главная   → По Рязанской дороге   → Зарайск   → Зарайск – происхождение названия  


Старые фото Коломны На каяках по Осетру Иконы Коломны в музеях и среди нас
  История Природа Древность Современность Творчество Окрестности  
Коломна.su, 2010-2022. Город Коломна - история города,
достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды,
коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты.
Контакты
Партнеры
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Tatsel.ru